Неокоммунистический Двач

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неокоммунистический Двач » История, политика, аналитика, экономика, новости » Жертвы русского нселения в казахстан и вообще при отсоединении от СССР


Жертвы русского нселения в казахстан и вообще при отсоединении от СССР

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Распад СССР - Как ушел Казахстан

Первые сепаратистские проявления в перестроечном СССР были отмечены именно в Казахстане, в ходе массовых волнений декабря 1986 года.

До декабря 1986 года в республике не произошло заметных перемен, отдельные попытки реформ носили эпизодический характер. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. Председательствовал на Пленуме представитель ЦК КПСС Г. Разумовский На повестке стоял один вопрос организационный. Пленум длился всего 18 минут. По предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в республике человек неизвестный.

https://imgprx.livejournal.net/bd6e59b8b54ff1f8ff8078abecadb1281b4118a1/_raIh7omtwgKZJSEyXw9HwEPI3WuqXh6VixkORGya5zt0IXaYPquF8Wgc2eUHTfyHrLvyDF5HuWNokvYhveNqTRRUBBdukDTWC4pcFm-bp8

Участники демонстрации на площади Брежнева, ныне площадь Республики, держат плакат с надписью «Мы за свободное добровольное слияние и сближение...». Алматы, декабрь 1986 года. (Фотокопия из центрального государственного архива Алматы.)

Накопившиеся десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах, обострение национальною вопроса породили гнев и возмущение молодёжи республики. Смена первого руководителя республики послужила толчком к проявлению массового недовольства. 17 декабря 1986 года на площади Республики начался митинг. В руках демонстрантов были лозунги и транспаранты с надписями: «Мы хотим сами управлять собою», «Каждому народу – свои вожди», «Не надо повторения 1937 года», «Ни одной привилегии, ни одному народу», «Да, здравствует Казахстан!», «Мы требуем независимой политики», «Нет диктатуре Москвы!», «Требуем уважения ленинских принципов национальной политики!», «Да здравствует ленинские идеи!», «Да здравствует дружба народов». Содержание лозунгов и транспарантов показывало мирный характер демонстрации.

Это были первые массовые волнения студенческой и рабочей молодежи на национальной почве. 17-18 декабря 1986 года в демонстрациях участвовали более тридцати тысяч рабочих и студентов. Более половины из них молодые рабочие, остальные студенты вузов, учащиеся техникумов и средних школ. Средний возраст участников декабрьского восстания составлял 25 лет. Руководство республики, обладающее низкой политической культурой, способствовало превращению мирной демонстрации в массовые беспорядки 18 декабря 1986 года, когда на площадь были введены войска, против участников митинга применена сила. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы.

События тех дней, имевшие место не только в Алматы, но и в Жезказгане, Караганде, Талдыкоргане, Аркалыке, Кокшетау, Павлодаре, Шымкенте, Талгаре, Сарыозеке, а также в ряде других населенных пунктов, сегодня расценивают и называют по-разному. Одни характеризуют их как восстание, другие - как столкновение, третьи - как волнения. По официальной версии события комментировались как проявление казахского национализма. В июле 1987 года такую же оценку событиям дал ЦК КПСС. На самом деле, события носили политический характер и не были направлены против других народов, в том числе русскою, на свержение существующего государственного строя. 24 сентября 1990 года в Постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР подчёркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум. Многочисленные нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства. После этих событий Колбин организовал чистку верхнего эшелона власти.

22 сентября 1989 года был принят «Закон Казахской ССР о языках в Казахской ССР». Государственным языком Казахской республики объявлялся казахский язык. Русский язык был объявлен языком межнационального общения. Принятие закона позволило стабилизировать общественно-политическую обстановку и улучшить состояние межнациональных отношений.

Демократические процессы привели к созданию массовых общественных объединений. Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе О.Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечной целью закрытие Семипалатинского и других полигонов на территории Казахстана. По инициативе Мухтара Шаханова был создан Комитет по проблемам Балхаша и Арала для оказания помощи жителям данных регионов. В июле 1990 года было создано гражданское движение «Азат» - движение за обречение государственной независимости Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движение создало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организовалась общественно-политическая организация - социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». В августе 1990 года создано межнациональное движение «Единство», его инициаторами стала научно-техническая интеллигенция предприятий союзного значения. Люди, осужденные за события 1986 года, организовали партию «Желтоксан». В апреле 1989г. создано историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость». К началу 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований.

В июне 1989 года в городе Новый Узень Мангистауской области произошли крупные народные волнения. Накопившиеся за многие годы социальные проблемы заставили население этого города выступить с акцией протеста. Здесь происходили нарушения при распределении жилья, медленно продвигалась очередь в детские дошкольные учреждения, нарушения происходили и в торговле, общественном питании. События, вызванные социальными проблемами, приобрели характер межнационального конфликта. Произошло противостояние между представителями коренного населения и национальностями Кавказа, проживающими в городе, выполняющими работу вахтовиков. Возникли беспорядки, конфликт был погашен с помощью правоохранительных органов. Но и после таких крупных волнений руководство не торопилось решать социальные проблемы населения.

В июле 1989 гола в Караганде началась забастовка шахтёров, которая кроме экономических требований выдвинула и политические - закрыть Семипалатинский полигон. Требования бастующих и позиция первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н.Назарбаева совпали: обе стороны были желали экономической самостоятельности Казахстана.

В апреле 1990 года Верховный Совет республики принял Закон об учреждении должности Президента Казахской ССР и на этот пост был избран Н.А.Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Декларация содержала статьи о «сохранении Союза» и другие половинчатые положения. В пункте 11 указывалось, что «На территории Республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения...». Основываясь на этом положении Декларации, Президент Н.Назарбаев 29 августа 1991 года - несмотря на сохраняющуюся подчиненность Казахстана союзному Центру, - своим Указом закрыл крупнейший в мире Семипалатинский ядерный испытательный полигон. Указы Президента Казахстана о создании Совета безопасности, золотого и алмазного фондов республики и т.д. стали предпосылками достижения суверенитета республики.

Подписание Союзного договора было сорвано августовским путчем. Большинство общественных движений «Азат», «Желтоксан», СДПК не приняли и не поддержали ГКЧП. 20 августа 1991 года Н.Назарбаев выступил по республиканскому телевидению и осудил действия ГКЧП.

7 сентября 1991 года Чрезвычайный съезд Компартии Казахстана принял решение о роспуске коммунистической и создании новой социалистической партии. В октябре 1991 года создана партия Народный Конгресс Казахстана, в которую вошла часть членов коммунистической партии. Сопредседателями партии были избраны О.Сулейменов и М. Шаханов. Осенью 1991 года прекратили своё существование Комсомол и пионерская организация. От партийного диктата освободились и профсоюзы.

15 сентября 1991 года в городе Уральске казачество решило отпраздновать 400-летие своего служения царю и отечеству. Лидеры «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценили это как ущемление достоинства казахского народа. Они решили не допустить этого события. Благодаря действиям правоохранительных органов и лидеров движения «Азат» столкновений удалось избежать.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные, но безальтернативные выборы Президента Казахстана, на которых за Нурсултана Назарбаева проголосовали 98,76 процента казахстанских избирателей, пришедших на избирательные участки. 10 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев во Дворце Республики торжественно принес присягу и приступил к работе в качестве избранного народом Президента Казахстана. В тот же день Верховный Совет республики принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлечённых к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».

13 декабря 1991 года, после подписание «беловежских соглашений» в Ашхабаде состоялась встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана. Они объявили о поддержке решений, принятых в Минске.

16 декабря Казахстан последним из союзных республик провозгласил независимость. Ровно через пять лет после «Желтоксана» - событий декабря 1986 года - был принят Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан».

21 декабря главы бывших республик СССР Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана. Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана и Украины в Алм-Ате подписали Протокол о присоединении к Содружеству Независимых Государств и приняли декларацию, ставшую основополагающим документом СНГ. Одним из значительных достижений алма-атинской встречи было Соглашение о совместных действиях в отношении ядерного оружия. Договор подписали страны, имевшие на своей территории ядерное оружие. - Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина. По договору страны-участницы должны были сформировать общую политику в отношении ядерного оружия и обеспечить безопасность стран-участниц СНГ.

https://ed-glezin.livejournal.com/417213.html

Отредактировано ДСВ (2020-03-04 14:16:49)

+5

2

ДСВ
Тут нужно разобраться! Да и автор все не однозначно говорит...

+1

3

2Ch написал(а):

Тут нужно разобраться! Да и автор все не однозначно говорит...

Согласен. Еще лучше текст перевести в наш форум и возможно прокомментировать статью?

+1

4

Reddington
Комментировать то можно и так, но перевести на наш форум было бы круто. только это наверное ДСВ должен делать.

0

5

Понял, перепишу текст.

+2

6

ДЕКЛАРАЦИЯ
о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики
Принята Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г.
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организация, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР..
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийкой принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.
Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.
7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.
Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.
8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.
Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.
9. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории.
В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.
Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других .союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.
10. Казахская ССР вправе образозать Государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы:
Казахская ССР имеет право на.свою.долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организацию охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.
На территории Республики запрещаются: испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).
Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.
12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и разные возможности во всех сферах общественной жизни.
Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.
13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние -войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.
Республика имеет право по соглашению с правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.
14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.
Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.
15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется.Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, .расценивается как нарушение ее суверенитета.
16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР -герб, флаг, гимн - являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.
17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

https://ed-glezin.livejournal.com/417213.html

+4

7

О государственной независимости Республики Казахстан

Верховный Совет Республики Казахстан,
выражая волю народа Казахстана,
признавая приоритет прав и свобод личности,
закреплённых во Всеобщей декларации прав человека,
иных общепризнанных нормах международного права,
подтверждая право казахской нации на самоопределение,
исходя из решимости создания гражданского общества
и правового государства,
осуществляя миролюбивую внешнюю политику,
заявляя о своей приверженности принципу
нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения,
торжественно провозглашает государственную
независимость Республики Казахстан.

Глава 1 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья 1. Республика Казахстан независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.
Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания её государственной независимости другими государствами.
Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действуют Конституция Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.
Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

Глава 2 НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединённые общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.
Граждане Республики независимо от их национальностей, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.
Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся её гражданам, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.
Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.
Статья 7. Республика Казахстан имеет своё гражданство. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признаётся право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.
Республика Казахстан регулирует миграционные процессы. Республика Казахстан создаёт условия для возвращения на её территорию лиц, вынуждено покинувших территорию Республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.
Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.
Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за её пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

Глава 3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.
Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.
Главой Республики Казахстан и её исполнительной власти является Президент.
Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному Суду Республики Казахстан.
Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

Глава 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, оставляя основу её государственной независимости, находятся земля и её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.
Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающийся на многообразии и равенстве всех форм собственности.
Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.
Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.
Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Глава 5 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Статья 13.. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.
Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Глава 6 ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.
Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на её государственную независимость.
Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооружённых сил.
Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения её гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружённой техники на своей территории.

Глава 7 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы герб, флаг, гимн.
Столица Республики Казахстан город Алма-Ата.
Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.
Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев
Алма-Ата, 16 декабря 1991 г.

https://ed-glezin.livejournal.com/417213.html

+4

8

ДСВ
А что ты хочешь еще написать про другие страны?

0


Вы здесь » Неокоммунистический Двач » История, политика, аналитика, экономика, новости » Жертвы русского нселения в казахстан и вообще при отсоединении от СССР