Обзор Зенит М. Честно о первой "российской" цифровой камере

Есть два подхода к камерам, одни – для  работы, другие – для любительской съемки. Часто они пересекаются, а потребители и профессиональные фотографы тратят время в процессе их выбора, обсуждая мегапиксели, скорость съёмки, видоискатели и стабилизацию. Сегодня современная камера должна уметь снимать 4К-видео, 20 кадров в секунду в фото с разрешением от 24 МП, коммуницировать со смартфоном. И в этом списке обычно принято ставить точку, но, на деле, это не точка, а многоточие. Есть ещё третий тип камер — камеры для души, их цена не оправдывается рыночными аналогами, да и вообще, это не рыночные камеры. Это камеры, которые фотограф берет для отдыха.

https://photowebexpo.ru/assets/images/NEWS/TECHNIC/Zenit/Zenit-M/PhotoWebExpo-Pervaya-otechestvennaya-cifrovaya-kamera-Zenit-M-5.jpg

Мы, фотографы, люди ненормальные, мы не с земли, мы читаем картинками, мы ходим по улице картинками, мы общаемся тоже картинками. Хотя о чём это я? Сегодня все общаются картинками. «Зенит М» тоже может эти картинки делать, но конкуренцию с современными камерами он вряд ли выдержит, поскольку он, как и Leica M typ 240, не имеет даже и намека на привычные нам автофокус, 4К и стабилизатор.

Наверное, символично, что этот тест я снимаю осенью. Время грусти, ностальгии, время пожинать урожай. Я уверен, что многие вообще покупают камеры такого типа, с идеальной отделкой, выверенным стилем, уже тогда, когда всего добились. Ради возможности позволить себе Лейку перед пенсией за 450 000 рублей, вполне стоит десятилетиями пахать на визуальной ниве. Со стиля камеры и начнем…

https://photowebexpo.ru/assets/images/NEWS/TECHNIC/Zenit/Zenit-M/PhotoWebExpo-Pervaya-otechestvennaya-cifrovaya-kamera-Zenit-M-2.jpg
«Designed in Krasnogorsk, Russia» | Зенит М

На задней панели камеры гордо красуется фраза дизайн «Designed in Krasnogorsk, Russia», которая, очевидно, должна вызвать прилив патриотических чувств у нашего населения. Собственно, дизайн и есть основная отличительная особенность этой камеры, если сравнивать ее с оригинальной Leica M Typ 240. Различий здесь практически нет, за исключением того, что немцы сами любят более приглаженный вариант, со всеми скругленными гранями. В варианте для России камеру сделали более брутальной и только сзади грани оставили сглаженными, а переднюю панель сделали явно прямой, с углами. Органы управления те же, и даже нижняя крышка также снимается целиком для доступа к карте памяти и батарее. Лично мне это напомнило процесс зарядки пленки в старых камерах во времена плёнки. Ещё одна интересная мелочь видна на верхней панели прямо на горячем башмаке: это серийный номер самой камеры, мне на тест досталась, по всей видимости, одна из первых. Значок «Зенита» тоже напечатан на верхней панели прямо рядом с микрофоном. Отделка камеры выполнена из алюминия и кожи как в старые добрые времена. Будет вариант и просто с черной верхней панелью. Внутри корпус сделан из латуни и магниевого сплава, основные элементы обрезинены для влагозащиты, а стекло на экране защищено технологиями Gorilla Glass. Выглядит камера намеренно старой, ощущается стиль ретро. Но это неспроста.

https://photowebexpo.ru/assets/images/NEWS/TECHNIC/Zenit/Zenit-M/PhotoWebExpo-Pervaya-otechestvennaya-cifrovaya-kamera-Zenit-M-6.jpg

Этот экспириенс или, как скажут пуристы русского языка, «ощущения от использования камеры», основаны на ряде тактильных и визуальных ощущений, ощущения эти сидят довольно глубоко в каждом из нас, хотя люди, никогда не снимавшие на подобные камеры, вряд ли их поймут. Представьте себе, что вам в руки попал довольно тяжёлый кусок металла и стекла, с которым надо что-то делать, и в котором нет даже автофокуса. Нонсенс.

У меня же сам процесс съемки, даже несмотря на то, что я имею огромный опыт использования самых современных камер, всё равно вызывает какие-то ощущения, отсылающие в детство. Даже прикосновение к подобным камерам для человека, рождённого в семидесятые или восьмидесятые годы прошлого века, не говоря уже о тех, кто родился раньше, само по себе даёт очень много. В такие моменты вспоминаешь про 36 доступных кадров, про обдуманность процесса съёмки, не говоря уже о том, что просто фокусировка поначалу у вас занимает огромное количество времени. Кстати, объектив сделан не по стандартам немецкой Leica, поскольку у них на кольце фокусировки всегда есть специальный выступ для большого или указательного пальца, который позволяет вам фокусироваться быстрее, но здесь его смысл теряется, поскольку амплитуда хода кольца фокусировки у этого объектива составляет почти 180°, крутить его удобно, но оно тугое, и в процессе фокусировки от края до края вам приходится несколько раз перехватывать кольцо. Это существенно снижает скорость работы, но это и не работа вовсе, это съемка в свое удовольствие. К этой камере попросту нельзя относиться как к рабочей, и правильно её воспринимать как камеры Leica. А лично моё мнение о них заключается в том, что это музейные экспонаты, только не подумайте, что я так хочу оскорбить эти камеры – просто констатирую факт. Такие камеры производили в прошлом веке, и даже несмотря на установку матрицы внутрь и весь цифровой обвес, это всё равно камера прошлого века. Сегодня они во многом стали предметом роскоши и стиля, и даже лимитирование линейки «Зенит М» количеством в 500 штук лишний раз это подтверждает. Мы живем во времена стилизации под ретро и моды на ретро, поэтому подобная камера является лучшим представителем того времени, поскольку она ничего не стилизует, она сама и является раритетом.

https://photowebexpo.ru/assets/images/NEWS/TECHNIC/Zenit/Zenit-M/PhotoWebExpo-Pervaya-otechestvennaya-cifrovaya-kamera-Zenit-M-3.jpg

Зато, что уж точно здесь отечественное, так это объектив: камера будет поставляться в стандартном наборе с объективом Зенитар 1/35 М, где единица – это стандартное обозначение светосилы, что было принято в прошлые времена и осталась сегодня в объективах Zeiss, Leica и Зенит — это своеобразная память о прошлом. Сам объектив уж точно произведён у нас, и в этом убеждаешься очень быстро. Диафрагма здесь открывается до единицы, и в этом плане он является одним из тех редких стёкол, которые у многих производителей вообще только теоретически рассчитаны, и на рынках их никто часто не запускает, кроме китайских компаний. На самой открытой он не блещет детализацией, к тому же и в резкость попасть даже с дальномером Leica на нём очень сложно, разве что только наугад. Впрочем, чуть легче по экрану. Резким он становится после диафрагмы f2, а к четырем вообще режет как стекло. Подозреваю, что в этом пределе все и будут снимать. Зато для широкого угла он очень хорошо размывает задний план, отделяя основной объект от фона. В тоже время, объектив имеет четко выраженное виньетирование на открытых диафрагмах, которое исчезает после f/4, но бороться с ним не хочется, поскольку картинка выходит очень вкусной. Как я уже говорил, при фокусировке может легко и незаметно сбиваться колесо управления диафрагмой, поскольку оно не оборудовано стандартными щелчками переключения. Это хорошо для видеографов, которые, безусловно, на Leica снимать не будут. Заметны и габариты объектива, который является одним из самых крупных в системе. Обратите внимание на объективы Leica или любой дальномерки. Пользователи Leica давным-давно уже заметили, что лучше всего объективы себя ведут при использовании открытых диафрагм до 4, а совсем идейные вообще всегда снимают на открытой, ценность этого мне никогда не была понятна, но картинка здесь всегда является специфичной, учитывая особое расположение оптических элементов объектива.

https://photowebexpo.ru/assets/images/NEWS/TECHNIC/Zenit/Zenit-M/PhotoWebExpo-Pervaya-otechestvennaya-cifrovaya-kamera-Zenit-M-4.jpg

Также специфичность картинки обусловлена особой матрицей. Здесь установлена CMOS- матрица, однако от производимых другими компаниями она отличается особым расположением микролинз. Для компенсации углов падения света, вызывающих обычно хроматические аберрации на обычных матрицах, микролинзы, по мере удаления к углам кадра смещаются ближе к центру, чтобы обеспечить минимизацию этого эффекта на открытых диафрагмах. Я даже специально ряд тестов провёл, чтобы вызвать хроматические аберрации намеренно по краям кадра и контрастных объектах, они хоть здесь и были, но, на мой взгляд, практически незначительны.

Последний штрих, который придаёт специфичность картинки камеры, — стили, которые здесь имеют 3 класса настроек: это насыщенная плёнка в стиле слайда, с завышенным контрастом и насыщенными цветами; гладкая цветная плёнка, тоже с высоким контрастом, но цвета здесь уже не такие насыщенные; а также чёрно-белая плёнка, которая позволяет выбрать один из электронных цветных фильтров и контраст картинки, а также тонирование в сепию или циан. Картинку можно также стилизовать вручную, но это полностью убивает изображение, которое является визитной карточкой компании Leica. Да и зачем это делать, если камера прекрасно снимает в RAW, который можно полностью проявлять по-своему.

Можно по-разному относиться к так называемой «первой отечественной цифровой камере», как ее легкомысленно назвали маркетологи и скопировавшие их псевдожурналисты официальных изданий. Будем честны, это Leica M Typ 240 после фейслифтинга, выпущенная в 2012 году, за исключением того, что здесь адекватно сделан перевод интерфейса на русский, но я рад, что в этом процессе создания «национальной гордости» наконец поставлена точка. Да, можно было взять Leica M typ 262 этого года, Leica SL, тоже немолодой, но зато современной и перспективной, как мы видели на недавней Photokina 2018, и возможно, байонет L еще бомбанет на Фотокине следующей. Да, камера дорога, и лимитирована в серии пятьюстами штуками. Но я не хочу задавать вопросы отечественному производителю касательно расходования бюджетных средств или оправданности внебрачных связей с немецким концерном, потому что тут я вообще некомпетентен. Давайте посмотрим на это иначе: ведь немцы отдали нам свою, пусть и старую, камеру для продажи под российским брендом, и, возможно, это маленькая, но победа. А объективы Зенитар 1.0/35, 1.0/50 и 2.8/21 вообще являются точно национальными оптическими решениями, за которые гордость берет, по крайней мере, от того, что я видел в первом из них. А раз они разработаны с нуля, значит, завод способен еще на рывки в гражданской сфере, и перспективы развития все же есть. Просто потребительская сфера слишком мало играет в производстве завода, который де-факто является оборонным, и здесь сдвинуть положение дел  с мертвой точки могут либо супергерои, либо внешняя угроза, вроде немцев. Зенит — не камера, это память, а к памяти нельзя относиться неуважительно, тем более к своей. Как и Lada, это образ отечественного производства, и он должен быть, как памятники государственным героям. В данном случае, я уверен, что саму камеру будут покупать либо богатые коллекционеры, либо закостенелые любители фотографии, для которых простое перечисление характеристик попросту не имеет смысла, поскольку камера Leica, в смысле, «Зенит» – это камера на все времена. Ее купил один раз и снимаешь. Превосходная механика, устойчивость к колебаниям за счет большого веса, что позволяет снимать без стабилизатора на довольно длинных выдержках, огромный дальномер, который, правда, на 40% закрывается ее огромным объективом, стиль и тот самый экспириенс, о котором я говорил в начале, возможно, и не стоят тех гигантских денег, которые хотят за эту камеру, но точно достойны многого. Эту камеру можно покупать или не покупать, аналогов, кроме самой Leica, все равно нет.

Источник:
https://photowebexpo.ru/tech/Obzor-kamery-Zenit-M

Отредактировано ДСВ (2020-03-03 09:20:30)