Первый полет дирижабля с паровым двигателем

24 сентября 1852 года с парижского ипподрома в воздух поднялся первый в мире дирижабль с управляющим воздушным винтом, приводимым в движение паровым двигателем. Его создателем и пилотом был французский изобретатель Анри Жиффар:

http://itgsol.ucoz.com/_nw/3/36270268.jpg

Изобретатель поднялся на своём аппарате на высоту около 1800 м., где смог передвигаться горизонтально и благополучно спустился на землю вблизи города Трапп.

Дирижабль Жиффара имел мягкую оболочку, сигаровидную форму, длину 44 м. и диаметр 12 м., вмещал 2500 м³ светильного газа. Паровая машина дирижабля имела массу 45 кг. и мощность 3 л.с. (2,2 кВт) с котлом облегчённой конструкции. Для того времени это было рекордное достижение в конструкции паровой машины. Масса самого аппарата составляла вместе с котлом 150 кг.

На оболочку дирижабля была наброшена сеть. Снизу к сети прикреплялся деревянный брус, а к нему - небольшая платформочка, на которой размещались котёл, паровая машина и запасы угля. Здесь же, перед котлом, находилось, окруженное лёгкими перильцами, место воздухоплавателя. Двигать дирижабль должен был воздушный винт, трёхлопастный пропеллер, диаметром почти 3,5 м.

Оболочка дирижабля Жиффара заполнялась светильным газом, лёгким (легче воздуха), но горючим и взрывчатым. Поэтому изобретателю пришлось хорошенько подумать о мерах безопасности. Ведь вблизи оболочки с таким коварным газом горело пламя, и даже маленькая искорка могла вызвать взрыв и пожар. Топку котла он тщательно экранировал со всех сторон, дымовую трубу направил не вверх, как обычно, а вниз. Вследствие этого в трубе пришлось создавать искусственную тягу с помощью струи пара.

Скорость дирижабля была небольшой - около 11 км/час. Для придания аппарату устойчивости и управления его курсом был предусмотрен особый руль-парус. Во время полёта был довольно сильный ветер, он препятствовал поступательному движению аэростата – это произошло из-за недостаточной мощности паровых двигателей, однако дирижаблю удалось выполнить повороты и боковые движения с помощью винта и руля. Лишь в полный штиль корабль смог бы стать управляемым. Бороться даже со слабым ветром ему было не под силу. Это вызвало большое разочарование у современников изобретателя. Да и сам он, понятно, был недоволен результатом первого опыта.

Тем не менее, своим изобретением и удачным полётом Анри Жиффар доказал что использование паровых двигателей на летательных аппаратах легче воздуха является перспективным направлением воздухоплавания.

Следующим шагом стал полёт в 1855 году – Анри Жиффар, совместно с Г. Ионом, предпринял полёт на построенном им новом дирижабле ёмкостью 3700 м³ при длине 70 м. и наибольшем поперечнике 10 м., снабжённый более мощным двигателем. Во время полёта оболочка дирижабля из-за конструктивных недостатков начала выскальзывать из сетки, к которой была прикреплена гондола, однако воздухоплавателям удалось опуститься на землю до того, как оболочка окончательно отделилась.

По некоторым данным, в дальнейшем Жиффар приступил к разработке проекта дирижабля ёмкостью в 220000 м³ при длине 600 м. Его скорость, по расчётам автора, должна была составлять до 72 км/ч. Паровая машина должна была питаться от двух котлов, топливом для одного из которых служил керосин, а для другого – газ из оболочки дирижабля. Благодаря этому изобретению Жиффар смог заработать значительное состояние, но данный проект не был реализован.

В процессе работы над двигателем для нового дирижабля Анри Жиффар изобрёл паровой инжектор, получивший впоследствии широкое распространение в промышленности.

Паровой инжектор - это вид струйного насоса, аппарат, применяемый для подачи свежей воды в паровые котлы:

https://forumupload.ru/uploads/0019/40/e5/10/t502287.jpg

Принцип действия инжектора основан на преобразовании кинетической энергии движущейся струи пара в необходимое для закачки в котёл давление воды. Необходимость в таком устройстве вызвана тем, что в котле при его работе образуется высокое давление, в то время как свежая вода находится при атмосферном давлении.

На примере данной истории мы можем увидеть, как при реализации большой идеи, проекта (дирижабль Жиффара), изобретатель может создавать новые полезные в разных других отраслях механизмы (инжектор; рекордная по весу и мощности паровая машина), открывать новые свойства веществ, и т.п.

Источник: http://itgsol.ucoz.com/news/161_god_per … -09-24-363

Отредактировано ДСВ (2020-05-20 13:53:44)